Исаак Левитан «Владимирка», 1892 год Лето 1892 художник Исаак Левитан провёл вместе со своей возлюбленной Софьей Петровной Кувшинниковой во Владимирской губернии. Как-то, гуляя по лесу, они случайно вышли на старую Владимирскую дорогу, так называемую Владимирку. Этот печально известный тракт, по которому в Сибирь этапировали заключённых, произвёл на живописца яркое впечатление. Кувшинникова так описывала этот момент: «Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинное полотно дороги белеющей полосой убегало среди перелесков в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок, а старый покосившийся голубец со стёртой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Всё выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это была именно та самая Владимирка. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах, идущие по этой дороге в Сибирь». Левитан стал активно работать над будущей картиной, создавая для неё эскизы. Художник писал их с натуры, проводя много времени у дороги. «Владимирка» изображает уходящую вдаль пустынную грунтовую дорогу, в середине которой – изъезженная экипажами колея, а по краям – истоптанные сотнями тысяч закованных в кандалы ног глубокие тропинки. Полотно оставляет ощущение безысходности. Картина «Владимирка», или, как написал сам художник в ее правом нижнем углу, «Володимирка», пожалуй, более наглядно отразила и остроту социальной отзывчивости живописца, и его невесёлое знание о бесправии и вековечных горестях народа на нашей многострадальной земле. Художник Михаил Нестеров отмечал, что «Владимирка» могла быть «смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного», а искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что эта картина — одно из лучших творений Левитана, «его всеми признанный шедевр», в котором «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно».